Поиск по этому блогу

воскресенье, 25 августа 2013 г.

100 лучших фильмов: 95-е место

Фильмы психологические, с претензией, от режиссеров-нонконформистов, не для ширнармасс.


95. Nóz w Wodzie (Knife in the Water) (1962)



Перевод названия: Нож в воде

Сценарист: Ежи Сколимовский, актер, режиссер и сценарист, с Поланским его познакомил композитор Кшиштоф Комеда, написал диалоги для фильма. Якуб Голдберг, актер и ассистент режиссера, до этого снимался у Поланского в короткометражках. Роман Поланский до "Ножа" писал сценарии только к своим студенческим короткометражным фильмам. Угасающие отношения героев - личный опыт Поланского, который в 1961 г. развелся со своей первой женой актрисой Барбарой Квятковской.

Режиссер: Роман Поланский, три года назад закончивший престижную Киношколу в Лодзи, куда ему помог поступить Анджей Вайда. Поланский режиссер хотя и начинающий, но явно не бедствующий - съемки проводятся в его личном Мерседесе 
и на яхте, когда-то принадлежавшей Герингу. "Нож в воде" был номинирован на Оскар как лучший фильм на иностранном языке, но проиграл "Восьми с половиной" Феллини. 

Композиторы: Кшиштоф Комеда, пианист и композитор, как и Поланский, помешан на джазе. Темы на саксе в фильме исполнял швед Бернт Розенгрен.

Кинокомпания: творческое объединение "Камера" - польская киностудия. просуществовавшая всего 8 лет - с 1957 по 1965 г., на ней снимали свои фильмы Вайда и Мунк.


Главные роли: Леон Немчик [комплексующий пижон Анджей], 39-летний профессиональный и востребованный актер. Иоланта Умецка [туповатая и фригидная бикини-гёрл Кристина], возраст неизвестен, в кино снималась впервые, приглашена Поланским из-за красивой фигуры, во время съемок раздражала режиссера своей неожиданно жирной задницей и полной неспособностью запомнить текст и порядок действий. Впоследствии была озвучена профессиональной польской актрисой. Зыгмунт Малянович [неприятный молодой человек без имени], 24-летний студент Киношколы в Лодзи, это его второй фильм. На роль претендовал сам Поланский, но коллеги его отговорили (и слава Богу - Роман прямо скажем не сексапил), тем не менее Поланский его озвучил. 

Бюджет: х млн. долларов

Сборы: х млн.долларов

Ради чего стоило смотреть: 
  • хорошо получившегося отчуждения между супругами, какое бывает только в полностью разрушенных отношениях
Почему это не "фильм всех времен":

  • фильм нуден, тосклив и ужасно "психологичен", им можно пытать
  • диалоги напыщенные и пустые (главный герой Анджей всю дорогу тележит притчи ни о чем, но которые какбе на что-то намекают о_О), в итоге реалистичнее всего вышли немые сцены
  • порядок эмоций в течение просмотра такой: недоумение, скука, облегчение

95. Rushmore (1998)



Перевод названия: Рашмор (Академия Рашмор)

Сценарист: Оуэн Уилсон, сценарист и актер уровня Бэна Стилера, т.е примерно Цэ, работал в обоих амплуа с Уэсом Андерсеном на его первой ленте "Бутылочная ракета".  Уэс Андерсен, познакомился с Оуэном Уилсоном в Техасском университете в Остине на курсе по писательскому мастерству. Уэс - бакалавр философии.

Режиссер: Уэс Андерсон, получил деньги на свой второй фильм только благодаря хорошему отзыву Скорсезе о фильме "Бутылочная ракета". "Рашмор", по уверению Андерсена и Уилсона, основан на их личном школьном опыте, например, Уилсона исключили из частной школы в десятом классе, а Андерсен был двоечником, влюбленным в учителку. 

Композитор: Марк Мазерсбо, певец, музыкант, работал с Уэсом Андерсеном на его первой картине и в остальных. Саундтрек кишит группами т.н. "британского нашествия" (Зе Кинкс, Зе Ху, Зе Фэйсес)

Кинокомпания: Тачстоун Пикчерс, киностудия, принадлежащая Зе Уолт Дисней Студиос и выделенная как бренд (но не компания!) в 1984 году для съемок вещей, не вяжущихся со сказочным замком  и имеющих категорию NR-13. Среди известных фильмов Тачстоун: "Красотка", "Общество мертвых поэтов", "Кто подставил кролика Роджера" и "Воздушная тюрьма"


Главные роли: Билл факинг Мюррей [депрессивный миллионер Герман Блюм], 48-летний актер независимого кино, к тому времени известный по "Охотникам за привидениями  и "Дню сурка". Сценарий "Рашмора" ему подсунул его агент, фанат первого фильма Андерсена. Биллу история понравилась и он согласился что называется "work for a scale", т.е. за минимальную зарплату, устанавливаемую всевозможными актерскими ассоциациями. Более того, Мюррей заплатил за сцены на вертолете 25 тыщ долларов из своего кармана, т.к. кинокомпания отказалась их финансировать. Оливия Уильямс [инглишроуз и идеалистка Розмари Кросс], 30-летняя британская театральная актриса (Королевская шекспировская труппа, не хухры-мухры), до "Рашмора" снялась в британской экранизации "Эммы" Джейн Остин и в голливудском  "Почтальоне" с Кевином Костнером.  Джейсон Шварцман [подросток со странностями Макс Фишер], 18-летний школьник и барабанщик, замечен директором по кастингу на вечеринке дочери Ф.Ф. Копполы - Софии, Джейсон ее кузен. Надо сказать, что первоначально Андерсен видел главного героя скорее похожим на себя (хотя он и говорил, что на 15-летнего Мика Джаггера) - бледного комплексующего дрища. Почему он из 1800 человек остановился на Джейсоне - вопрос. Джейсон, конечно, юного Джаггера не дал зато у него неплохо вышел молодой Хоффман. 

Бюджет: 20 млн. долларов

Сборы: 17 млн.долларов

Ради чего стоило смотреть: 
  • отвращения к своей жизни, которое сыграл Билл Мюррей
  • полной нереальности всего происходящего на экране
Почему это не "фильм всех времен":

  • режиссер застрял в развитии, не повзрослел, не взрослеет и не собирается, судя по "Королевству полной луны" (такой, знаете Тарантино, только унылый)
  • фильм не столько "вещь в себе", сколько "вещь для себя": Андерсену начхать на зрителя, он сам себе приятный написал, снял, тем и удовлетворился
Вообще, я из мещан, и для меня оба фильма не дотягивают до категории "лучший всех времен и народов", но при жестком условии выбора, я оставлю "Рашмор". Из-за Мюррея. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий