Philadelphus tenuifolius Rupr. et Maxim. Чубушник тонколистный Рупрехта и Максимовича.
Вообще на ДВ два вида природных чубушника - тонколистный и Шренка. Есть отличия: тенуифолиус почти не пахнет, у него более крупные листья, истончающиеся в тени, цветет мельче и позже Шренка.
Филадельфус Шренка - пахуч и долгоцветуч (до 25 дней, как утверждает наука).
Оба растения охраняются в заповедниках.
Согласно википедии чубушником кустарник называют так потому, что у его веток и стволиков якобы мягкая сердцевина, которую легко вынуть и изготовить чубук. А это кем-нибудь верифицировано вообще, м?!
Чубушник впервые завезен в Вену из Османской империи в середине 16 века послом де Бюсбеком вместе с тюльпанами и сиренью. Бюсбек поделился всем этим добром с Карлом Клузиусом, директором Венского ботсада, зачинателем голландской тюльпаномании.
Видимо Бюсбек - источник инфы о том, что полые стебли этих кустов пользовались турками как трубки (и скорее всего не как чубуки, а вероятнее как дудки). Потому что Бюсбек и Клузиус придумывают кустам греческое название - syringa (от греч."сиринкс", тростник, дудка, флейта, так сейчас называют голосовой орган птиц). Просто одна сиринга у них была - церулея, синяя, а вторая - альба, белая.
Вначале 17 века швейцарец Каспар Баугин, один из "отцов" ботаники, первоописатель картошки, придумывает растению латинское название:
Syringa alba sive Philadelphus Athenaei (Белая сирень или Филадельф Афинея)
Дело в том, что Баугин был не только ботаником, но и профессором греческого языка. В 15-й книге "Дэйновсофистеи" ("Пира мудрецов") грека Афинея Навкратийского он вычитал, что во время пиров софисты надевали венки из растений, растущих в земле персов и называющихся филадельфусами. Эти филАдельфусы (по-гречески "братолюбцы") сплетаются ветвями так сильно, что образуют непроницаемую изгородь.
!Кстати, очень похоже на чубушник, т.к. ветви его сильно загущены и в кроне у него полный бардак
Однако к этим баугиновым измышлениям никто долгое время не прислушивался, пока Линней в Hortus Cliffortianus (1737), а потом и в Плантаруме не позаимствовал это новое название, подчеркнув неприхотливость к почвам и зимостойкость, а также его возможное афро-китайское происхождение.
Кто и когда приплел к названию этого невинного куста египетского царя-извращенца Птолемея II Филадельфа, (сестролюбца), бросившего жену с тремя детьми и женившегося на своей 40-летней старшей сестре, я так и не выяснила. У Линнея в Плантаруме отсылок к этому нет.
Наш дальневосточный чубушник описан впервые Карлом Ивановичем Максимовичем в паре с Францем Ивановичем Рупрехтом в статье "Первые ботанические известия об Амурском крае", опубликованной в Санкт-Петербургскмом физико-математическом бюллетене" в 1856 г. Писал Максимович, а редактировал статью Рупрехт. Но именно филадельфус подписан как "R", а не "Maksim". Короче в латинском названии растения поэтому первой идет фамилия Рупрехта а потом уже Максимовича, хотя оба признаны первоописателями.
Вот какие тонкости.
Однако, Рупрехт, директор СПб императорского ботанического сада, на ДВ никогда не бывал, хотя и описал многие его растения по гербарным образцам. А вот Карл Иванович, простой консерватор (хранитель) того же заведения, есть истинно первый собиратель приамурской флоры и филадельфуса тенуифолиуса в том числе.
В народе, кстати повсеместно, чубушник называют жасмином, а американцы - mock-orange.
Два куста у нас посажены в тенистом углу, чтобы прикрыть забор, а другой вот сам по себе вырос за забором, на солнышке и цветет не в пример богаче.
Пыльценос, листья дают черную краску.
Комментариев нет:
Отправить комментарий