Поиск по этому блогу

суббота, 18 января 2025 г.

эндемики: будь как поликарпик - неубиваемым

 

Filipendula palmata (Pallas) Maxim. 

Лабазник дланевидный, в европейской России лабазник часто зовут таволгой, а на Курилах и Сахалине- шеломайником (только там растет лабазник камчатский - под  3 метра высотой).

У нас этой филипендулой зарос весь пруд, я ее периодически дергаю и не даю ей забить ирисы, лилейники, папоротники и хосты. Но таволга неистребима, я вам скажу, потому что что? - потому что поликарпик. Да еще и длиннокорневищный.


Впервые описан Карлом Ивановичем Максимовичем в 1879 г. в  журнале "Труды императорского Санкт-Петербургского сада". Максимович признает, что лабазник, растущий за Байкалом увидел и многократно упомянул Петр Симон Паллас в "Путешествии по разным провинциям Российского государства в 1768-1788 гг." ( в томе 3-м, за 1772-1773 гг.), только называл его на европейский манер спиреей, т.е. таволгой, хотя и дланевидной
Вот она справа, в палласовской иллюстрации.



Лабазник полностью съедобен. Весенние листья, побеги, черешки - в суп и при цинге, летние цветы и листья - в чай,  осенние корневища (богатые крахмалом) - удыгейцы собирали и сушили на зиму.


Все растение используется для дубления кож, а также для получения черной краски. 
Свежесорванными цветками и бутонами натираются от комаров и мошки, говорят, минут на 15-30 хватит, а если и покусают, то чесаться меньше будет.

Сухие цветы лабазника отпугивают моль.

Чай из лабазника общеукрепляющий и помогает от бессонницы. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий